Города и регионы России не имели ясных характеров, образов, в отличие от многих европейских столиц, к тому времени уже хорошо описанных в литературе.
Русский язык до Гоголя и Пушкина являлся смесью архаичных (церковных), малопонятных слов, смешанных с просторечиями и иностранными заимствованиями. Стройностью, красотой и собственным характером он не обладал.
Общение с читателями было буквальным и, по нынешним меркам, предельно скучным: без привычной нам образности, иронии, художественности, тонкости и точности.
Идеи, которые доносились посредством литературы, были примитивными.
Человеческие характеры в русской литературе также были примитивными и плоскими.
На этом фоне достижения Николая Гоголя не только в области литературы, но и в сфере коммуникации можно называть выдающимися. Что же конкретно сделал Николай Гоголь как выдающийся коммуникатор?
Его видение легло в основу современного культурного восприятия Санкт-Петербурга, Москвы и Украины.
Создал легенды, ставшие частью современной реальности
Николай Гоголь «нанес Россию на ментальную карту общеевропейского культурного пространства». Он создал легенды, которые стали частью мировой культуры:
о мрачном, мистическом, таинственном Петербурге,
о богатой, шумной, наполненной и пороками, и духовностью, противоречивой Москве,
о самобытной, красивой, теплой, щедрой Украине.
Его истории и описания (частично точно отражающие реальность, частично преувеличенные или вымышленные) превратились в доминантные представления об описанных местах большинства жителей России и образованных людей из других стран.
В последующие годы эти представления усиливались и развивались в творчестве сотен других писателей, поэтов, музыкантов, художников, общественных деятелей, что делает эти места привлекательными, интересными и приятными для пребывания и жизни в них сегодня.
Заметно обогатил русский язык
Гоголь улучшил качество коммуникации с читателями за счет масштабных и многочисленных языковых экспериментов.
В текстах Гоголя часто встречаются выдуманные им самим или редко употребляемые, специфические для отдельных групп людей или свойственные отдельным регионам слова и фразеологизмы. Писатель также менял стилистику употребления знакомых слов или помещал их в непривычные читателю контексты, что придавало словам новые смыслы, а язык автора делало живым и ярким. Гоголь деликатно соединял в языке своих произведений высокое и низкое, поэтическое и просторечное. Так его тексты становились более выразительными и ясными. Язык и стиль, которые использовал Гоголь, были доступны и понятны широкому кругу читателей, что позволяло писателю эффективно доносить свои идеи до разных социальных слоев.
Создал новые методы управления вниманием, чувствами и мыслями читателей
Гоголь нарушал традиционные техники построения сюжета, смешивал жанры, активнее предшественников использовал иронию, сатиру, гротеск, символизм и образность.
Тексты Николая Гоголя часто находятся на границе между реализмом и фантастикой, комедией и трагедией, повседневной жизнью и мистикой. Писатель свободно и эффектно смешивал эти жанры на беспрецедентной для того времени психологической глубине.
Грандиозные литературные новации Николая Гоголя ценны с точки зрения развития области коммуникации. Гоголь нашёл способы удерживать внимание читателей, создавать эмоциональное напряжение при чтении и побуждать читателей проникаться важными для него идеями.
Николай Гоголь экспериментировал с техниками повествования, играл с точкой зрения автора: вводил неожиданные переходы и повороты сюжетов, внезапно обрывал концовки. Это заставляло читателя быть внимательнее, более эмоционально погружаться в произведение, стремиться лучше понимать текст, интерпретировать и анализировать его, проживать произведение и после прочтения.
Делал сложные идеи доступными
Гоголь мастерски продвигал идеи о духовном развитии человека, а также об изменениях, в которых, по его мнению, нуждалось российское общество.
Новые художественные решения позволили Гоголю создавать многогранные, сложные, неоднозначные произведения, которые служили не столько развлечению читателя (хотя простота подачи, увлекательность сюжетов и юмор могут создавать такую иллюзию), сколько выразительно представляли читателю высокие идеалы автора.
Несмотря на кажущуюся простоту языка и повседневность описываемых событий в жизни персонажей, Николай Гоголь рассматривает универсальные вопросы идеалов, морали, правды и противоречивости реальности, которые становятся доступны читателям разного происхождения и образования и которые дают широкие возможности для их анализа.
Николай Гоголь был инноватором в исследовании идентичности, самовосприятия и человеческой психики.
Более глубоко анализировал человека, чем это делали до него, предвосхищая тем самым психоанализ
Писатель использовал литературу как средство глубокого психологического исследования, изучая мотивы, страхи и желания своих персонажей. Во многих его работах прослеживаются темы двойственности человеческой натуры, иррациональности и борьбы с внутренними «демонами».
В частности, «Ревизор» и «Мертвые души» раскрывают сложность человеческого характера, межличностных отношений и опасных процессов, происходящих в обществе. Такие произведения как «Нос» и «Записки сумасшедшего», исследуют темы личностного распада и кризиса идентичности, предвосхищая психоаналитические исследования, которые появятся позже.
Инновации Николая Гоголя в литературе и драматургии способствовали развитию новых форм работы с текстами и методов воздействия на читателей и зрителей не только в России, но и в мире.
Франц Кафка, Габриэль Гарсиа Маркес, Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Марк Твен, Джордж Оруэлл, Марсель Пруст, Эдгар По, Джеймс Джойс, Томас Манн, Джон Фаулз и другие...
На каких известных деятелей культуры Николай Гоголь оказал влияние?
В России
В мире
Рекомендуем прочитать и проанализировать эти работы Николая Гоголя