Николай Васильевич Гоголь
1809–1852
Годы активного творчества
До Гоголя:
  • Города и регионы России не имели ясных характеров, образов, в отличие от многих европейских столиц, к тому времени уже хорошо описанных в литературе.
  • Русский язык до Гоголя и Пушкина являлся смесью архаичных (церковных), малопонятных слов, смешанных с просторечиями и иностранными заимствованиями. Стройностью, красотой и собственным характером он не обладал.
  • Общение с читателями было буквальным и, по нынешним меркам, предельно скучным: без привычной нам образности, иронии, художественности, тонкости и точности.
  • Идеи, которые доносились посредством литературы, были примитивными.
  • Человеческие характеры в русской литературе также были примитивными и плоскими.
На этом фоне достижения Николая Гоголя не только в области литературы, но и в сфере коммуникации можно называть выдающимися. Что же конкретно сделал Николай Гоголь как выдающийся коммуникатор?
Его видение легло в основу современного культурного восприятия Санкт-Петербурга, Москвы и Украины.
Создал легенды, ставшие частью современной реальности
Николай Гоголь «нанес Россию на ментальную карту общеевропейского культурного пространства». Он создал легенды, которые стали частью мировой культуры:
  • о мрачном, мистическом, таинственном Петербурге,
  • о богатой, шумной, наполненной и пороками, и духовностью, противоречивой Москве,
  • о самобытной, красивой, теплой, щедрой Украине.

Его истории и описания (частично точно отражающие реальность, частично преувеличенные или вымышленные) превратились в доминантные представления об описанных местах большинства жителей России и образованных людей из других стран.

В последующие годы эти представления усиливались и развивались
в творчестве сотен других писателей, поэтов, музыкантов, художников, общественных деятелей, что делает эти места привлекательными, интересными и приятными для пребывания и жизни в них сегодня.
Заметно обогатил русский язык
Гоголь улучшил качество коммуникации с читателями за счет масштабных и многочисленных языковых экспериментов.
В текстах Гоголя часто встречаются выдуманные им самим или редко употребляемые, специфические для отдельных групп людей или свойственные отдельным регионам слова и фразеологизмы. Писатель также менял стилистику употребления знакомых слов или помещал их в непривычные читателю контексты, что придавало словам новые смыслы, а язык автора делало живым и ярким.
Гоголь деликатно соединял в языке своих произведений высокое и низкое, поэтическое и просторечное. Так его тексты становились более выразительными и ясными. Язык и стиль, которые использовал Гоголь, были доступны и понятны широкому кругу читателей, что позволяло писателю эффективно доносить свои идеи до разных социальных слоев.
Создал новые методы управления вниманием, чувствами и мыслями читателей
Гоголь нарушал традиционные техники построения сюжета, смешивал жанры, активнее предшественников использовал иронию, сатиру, гротеск, символизм и образность.
Тексты Николая Гоголя часто находятся на границе между реализмом и фантастикой, комедией и трагедией, повседневной жизнью и мистикой. Писатель свободно и эффектно смешивал эти жанры на беспрецедентной для того времени психологической глубине.
Грандиозные литературные новации Николая Гоголя ценны с точки зрения развития области коммуникации. Гоголь нашёл способы удерживать внимание читателей, создавать эмоциональное напряжение при чтении и побуждать читателей проникаться важными для него идеями.
Николай Гоголь экспериментировал с техниками повествования, играл с точкой зрения автора: вводил неожиданные переходы и повороты сюжетов, внезапно обрывал концовки.
Это заставляло читателя быть внимательнее, более эмоционально погружаться в произведение, стремиться лучше понимать текст, интерпретировать и анализировать его, проживать произведение и после прочтения.
Делал сложные идеи доступными
Гоголь мастерски продвигал идеи о духовном развитии человека, а также об изменениях, в которых, по его мнению, нуждалось российское общество.
Новые художественные решения позволили Гоголю создавать многогранные, сложные, неоднозначные произведения, которые служили не столько развлечению читателя (хотя простота подачи, увлекательность сюжетов и юмор могут создавать такую иллюзию), сколько выразительно представляли читателю высокие идеалы автора.

Несмотря на кажущуюся простоту языка и повседневность описываемых событий в жизни персонажей, Николай Гоголь рассматривает универсальные вопросы идеалов, морали, правды и противоречивости реальности, которые становятся доступны читателям разного происхождения и образования и которые дают широкие возможности для их анализа.
Николай Гоголь был инноватором в исследовании идентичности, самовосприятия и человеческой психики.
Более глубоко анализировал человека, чем это делали до него, предвосхищая тем самым психоанализ
Писатель использовал литературу как средство глубокого психологического исследования, изучая мотивы, страхи и желания своих персонажей. Во многих его работах прослеживаются темы двойственности человеческой натуры, иррациональности и борьбы с внутренними «демонами».

В частности, «Ревизор» и «Мертвые души» раскрывают сложность человеческого характера, межличностных отношений и опасных процессов, происходящих в обществе.
Такие произведения как «Нос» и «Записки сумасшедшего», исследуют темы личностного распада и кризиса идентичности, предвосхищая психоаналитические исследования, которые появятся позже.
Инновации Николая Гоголя в литературе и драматургии способствовали развитию новых форм работы с текстами и методов воздействия на читателей и зрителей не только в России, но и в мире.
Михаил Лермонтов, Федор Достоевский, Иван Тургенев, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Владимир Набоков.
Франц Кафка, Габриэль Гарсиа Маркес, Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Марк Твен, Джордж Оруэлл, Марсель Пруст, Эдгар По, Джеймс Джойс, Томас Манн, Джон Фаулз и другие...
На каких известных деятелей культуры Николай Гоголь оказал влияние?
В России
В мире
Рекомендуем прочитать и проанализировать эти работы Николая Гоголя
  • Нос (1836)
  • Шинель (1842)
  • Мёртвые души (1842, 1845)
  • Выбранные места из переписки с друзьями (1847)
  • Портрет (1835)
  • Вий (1835)
  • Ревизор (1835)
  • Записки сумасшедшего (1835-1836)
Как мы развиваем эти идеи?